Меню
16+

Сетевой центр «Сарихум-инфо»

18.04.2024 19:23 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дело №2а-365/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Коркмаскала 31 августа 2021 г.

Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи А.И.Алишаева,

при помощнике судьи К.В.Джамилиеве и секретаре Н.Я.Гаджиакаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД к Админисрации МР «Кумторкалинский район» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий АМР "Кумторкалинский район", "в части обеспечения населения с. Кокрмаскала и п. Тюбе благоприятной окружающей средой в процессе водоотведения и утилизации хозяйственно-фекальных стоков от частных домовладений и учреждений села и понуждении ее к действиям по устранению правонарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Кизилюрт обратилось в суд с административным иском к Админисрации МР «Кумторкалинский район» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий АМР "Кумторкалинский район", "в части обеспечения населения с. Кокрмаскала и п. Тюбе благоприятной окружающей средой в процессе водоотведения и утилизации хозяйственно-фекальных стоков от частных домовладений и учреждений села и понуждении ее к действиям по устранению правонарушений природоохранного законодательства, при этом в обоснование приводит, что в соответствии с п.4 ст.14 ФЗ №131 в вопросам местного значения городского поселения, относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 — 3,9, К), 12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21,28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). (часть 3 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-Ф3; в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-Ф3) (см. текст в предыдущей редакции).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Исходя из вышеуказанного вопросы водоснабжения и водоотведения являются предметом ведения органов муниципального района.

В настоящее время соглашения, заключенные между администрацией МР «Кумторкалинский район» и администрациями МО сельских поселений о передаче полномочий, в том числе по вопросам водоснабжения и водоотведения не имеют юридической силы, хотя в настоящее время нет заключённых соглашений.

Для решения этих вопросов администрация МР «Кумторкалинский район» должна обеспечить прокладку хозяйственно — фекальной канализации по улицам села, строительство очистных сооружений по биологической очистке хозяйственно-фекальных стоков, а до ее прокладки и строительства сооружений обязать жильцов устраивать дворовые ямы-шамбо, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой (п.2.3,1 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).

Вышеуказанное является нарушением требований ст.22 ФЗ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и СанПин 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениями эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и может привести к ухудшению экологической и эпидемиологической ситуации в МО СП «сельсовет Коркмаскалинский».

Вследствие нарушения правил обращения с жидкими отходами загрязняется почва, атмосферный воздух, а также р.Шура-Озень, создается угроза загрязнения вод Каспийского моря.

Из ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст.11,22, ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан РФ. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления на территории муниципального образования не может быть опровергнута в настоящее время.

Таким образом, бездействием МР «Кумторкалинский район» нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Этим же действиями администрация МР «Кумторкалинский район» нарушает права потребителя — жителей с. Коркмаскала, п.г.т. Тюбе на благоприятную окружающую среду (ст.7 п.1 Закона «О защите прав потребителей»), на благоприятную окружающую среду п. 1 Закона «О защите прав потребителей»). Просит признать противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действия администрации МР «Кумторкалинский район» по их обеспечению благоприятной окружающей средой. Обязать администрации МР «Кумторкалинский район»:

- Устранить вышеуказанные административные правонарушения природоохранного законодательства, а именно:

- привести все хозяйственно — фекальные канализации (отводы) улиц в соответствие требований санитарно — экологических и строительных норм и решить вопросы их очистки и обеззараживания до 01.10.2021 г.

При не возможности выполнить п.2.1 данного иска, приостановить отвод стоков в реку Шура-Озень и предложить жильцам частных домовладений, предприятиям и учреждениям строительство дворовых яма-шамбо с водонепроницаемым выгребом для отвода стоков или собственных локальных очистных сооружений, с последующим вывозом на очистные сооружения по биологической очистке хозяйственно-фекальных стоков или согласованные с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в городе Кизилюрте место (участки).

Предусмотреть в бюджете района на 2022 год финансовые средства на строительство очистных сооружений по биологической очистке хозяйственно — фекальных стоков СП «сельсовет Коркмаскалинский». Обязать ответчика в 10-дневный срок довести до сведения населения решение суда по данному иску через средства массовой информации.

Извещенный надлежащим образом административный истец не явился на судебное заседание, ходатайство о переносе не направил.

Представитель административного ответчика по доверенности Кадыров Ш.Р. направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, представил возражения, в которых указывает, что для разрешения вопроса в части обеспечения населения с. Коркмаскала и п. Тюбе благоприятной окружающей средой в процессе водоотведения и утилизации хозяйственно-фекальных стоков от частных домовладений и понуждении ее к действиям по устранению законодательства администрация МР «Кумторкалинский район» 16.02.2021 г. № 268 обратилось письмом к Председателю Правительства Республики Дагестан. Ввиду очень большой стоимости строительства для Администрации МР «Кумторкалинский район» решение данной проблемы за счет местного бюджета является нереальной.

Администрация МР «Кумторкалинский район» на основании вышеизложенного просило рассмотреть возможность включения в Республиканскую инвестиционную программу на 2021-2022 г. проектирование и строительство очистных сооружений хозяйственнобытовых сточных вод и канализационных сетей в с. Коркмаскала.

Соответствующие обращения ранее направлялись в адрес Минстроя РД и Минэкономики РД, однако на сегодняшний день ни от одной организации ответа не последовало. В настоящее время на территории МО «пос. Тюбе» введены в эксплуатацию и работают очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод мощностью 1300 м3 в сутки. Канализационные стоки проходят очистку и уже в очищенном виде попадают в реку Шура-озень, что на сегодняшний день на территории МО пос.Тюбе проблема устранена. Просит в удовлетворении отказать полностью.

Оценив представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.

В силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее — Закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что в МО «сельсовет Коркмаскалинкий» водоотведение от частных домов осуществляется незаконно, т.е. каждое домовладение самостоятельно или с другими домовладениями осуществляют отвод хозяйственно-фекальных стоков в места общественного пользования, в реку Шура-Озень, что приводит к загрязнению окружающей среды.

Для решения этих вопросов администрация МР «Кумторкалинский район» должна обеспечить прокладку хозяйственно — фекальной канализации по улицам села, строительство очистных сооружений по биологической очистке хозяйственно-фекальных стоков, а до ее прокладки и строительства сооружений обязать жильцов устраивать дворовые ямы-шамбо, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой (п.2.3,1 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).

Указанное является нарушением требований ст.22 ФЗ №52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» и СанПин 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениями эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и может привести к ухудшению экологической и эпидемиологической ситуации в МО СП «сельсовет Коркмаскалинский».

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействием МР «Кумторкалинский район» нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Этим же действиями администрация МР «Кумторкалинский район» нарушает права потребителя — жителей с. Коркмаскала, п.г.т. Тюбе на благоприятную окружающую среду (ст.7 п.1 Закона «О защите прав потребителей»), на благоприятную окружающую среду п. 1 Закона «О защите прав потребителей»).

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и ст.46 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», ст.ст. 40, 218 КАС РФ государственный орган в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими действий (бездействия).

Указанные нарушения требований законодательства влекут угрозу нарушения прав неограниченного круга лиц.

Бездействие административного ответчика является незаконным, создает повышенную опасность для неопределенного круга лиц — граждан находящихся на территории с.Коркмаскала и пгт.Тюбе Кумторкалинского района РД.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Кизилюрт удовлетворить.

Признать противоправными в отношении неопределённого круга потребителей действия администрации МР «Кумторкалинский район» по их обеспечению благоприятной окружающей средой.

Обязать администрации МР «Кумторкалинский район»:

- Устранить административные правонарушения природоохранного законодательства, а именно:

- привести все хозяйственно — фекальные канализации (отводы) улиц в соответствие требований санитарно — экологических и строительных норм и решить вопросы их очистки и обеззараживания до 01.10.2021 г.

При не возможности выполнить п.2.1 данного иска, приостановить отвод стоков в реку Шура-Озень и предложить жильцам частных домовладений, предприятиям и учреждениям строительство дворовых яма-шамбо с водонепроницаемым выгребом для отвода стоков или собственных локальных очистных сооружений, с последующим вывозом на очистные сооружения по биологической очистке хозяйственно-фекальных стоков или согласованные с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в городе Кизилюрте место (участки).

Предусмотреть в бюджете района на 2022 год финансовые средства на строительство очистных сооружений по биологической очистке хозяйственно-фекальных стоков СП «сельсовет Коркмаскалинский».

Обязать ответчика в 10-дневный срок довести до сведения населения решение суда по данному иску через средства массовой информации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кумторкалинский районный суд РД.

Председательствующий А.И.Алишаев

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7